ИАЙДЗЮЦУ И ИАЙДО
ИАЙДЗЮЦУ И ИАЙДО
 
      Иайдзюцу –  это японское искусство обнажения меча (вынимание меча    из     ножен). Иногда     используется    название БАТТО     ДЗЮЦУ,     хотя      оно предполагает нанесение удара мечом сразу же после того, как он вынут     из     ножен. Приёмам вынимания    и   применения меча обучали более чем в 400 воинских рю, самые ранние упоминания о них найдены в ТЕНСИН ШОДЕН КАТОРИ СИНТО РЮ (tenshin shoden katori shinto ryu).
История                    
    Многие рю исчезли в мирную эпоху Эдо, поскольку военная важность меча уменьшилась из-за появления огнестрельного оружия. Возможностей обнажить меч на деле стало меньше, так что в практику начали входить элементы ритуала. Одним из самых ранних был метод (way) некоторых школ иайдзюцу, ограничивших технику обнажения меча приёмами, выполняемыми из формального положения на коленях. Это было не только неудобное положение для того, чтобы быстро вынуть меч; работа сидя была лишь частью гораздо более широкой области. Некоторые школы ограничили обучение ещё больше, они вообще игнорировали короткий меч. Рука об руку с таким ослаблением тренировки шло увеличение её участников, так как в члены новейшего рю принимались невоенные лица, слепо принимающие всё подряд.
      Цель тренировки изменилась так, что эффективность обнажения меча и поражения противника стала заменяться культивацией спокойствия, воинского сознания, в которое не вторгаются никакие мысли о себе для того, чтобы нарушить процесс интуитивного действия.
Приёмы
      Элементы иайдзюцу можно суммировать в четырёх действиях, первым из которых является вынимание меча, или НУКИЦУКЕ. Оно должно принимать во внимание исходную позицию, относительное положение рук и лезвия и скорость, с которой клинок вынимается из ножен. В норме нукицуке должно ускоряться по ходу движения так, чтобы вынутый из ножен меч имел достаточную энергию, чтобы поразить противника.
      Второй элемент – КИРИЦУКЕ, рубящее действие. Меч или погружается в противника, или рубит его, используя вынимание лезвия из ножен. Эффективное рубящее действие требует совершенной техники, и поэтому действию учили путём рубки бамбуковых шестов или мешков с соломой в упражнении, известном как ТАМЕШИГИРИ. На земле устанавливали ряд шестов на определённом расстоянии друг от друга, и мастер делал серии быстрых, перетекающих друг в друга ударов по ним. Слабое движение сбивало шесты с земли, или же их не удавалось срезать чисто.
      Третьим элементом иайдзюцу является ЧИБУРИ, или удаление крови с лезвия. Это достигается вытиранием клинка куском бумаги или ткани. Кровь оказывает очень сильное коррозирующее действие на стальное лезвие, которое должно быть тщательно очищено сразу же после применения.
      Наконец, меч должен снова быть вложен в ножны действием, известным как НОТО. Это медленное и взвешенное движение, во время которого воин остаётся в состоянии высокой концентрации, или ЗАНЧИН (zanshin). В тренировках в иайдзюцу применяются длинные и короткие мечи, т.к. и те, и другие использовались классическими воинами, и хотя длинное лезвие, в соответствии с ритуалом, время от времени, должно быть отложено, короткий меч был всегда наготове.
      Рассматривались различные открытые позиции для быстрого вынимания меча, и двумя самыми употребимыми были позиция, стоя и позиция, сидя на одном колене. Обе эти позиции оставляли длинный меч свободным для быстрого вынимания из ножен и делали возможным быстрое перемещение всего тела. Два меча, или ДАЙШО, носились на левой стороне тела режущими кромками вверх. Этот обычай означал, что самые быстрые удары делались способом «небо к земле». Это контрастирует с более ранними приёмами вынимания меча, в которых использовался длинный меч «ТАЧИ», носимый на ремне у левого бедра режущей кромкой вниз, что делало необходимым более эффективное (для конного воина) вынимание «земля к небу».
      Метафизические аспекты тренировки, также существенная часть иайдзюцу, стали первостепенными в иайдо (путь обнажения меча). Термин «иайдо» вошёл в общее употребление лишь в 20-ом веке, хотя принципы, которые отличают его от изначального и эффективного иайдзюцу, отсылают нас более чем на 300 лет назад. Современное иайдо сильно изменилось по сравнению со своим военным предком, фактически пожертвовав своей эффективностью ради ритуальных росчерков. Меч вынимается слишком медленно, чтобы он был сразу же развёрнут в боевое положение, и пока меч вынимается из ножен, его владелец уязвим. Поэтому современные представители иайдо не занимаются тамишигири, они имеют не большое представление о том, как делается рубящее действие. Что же касается жеста, относящегося к очистке лезвия, то сейчас его просто встряхивают. Наконец, действие НОТО сейчас настолько быстрое, что не служит ничему иному, как цветистой демонстрации умения.
 
                                                                                (из книги Mitchell D. “The complete book of martial arts”.)