КОДЕКС САМУРАЙСКОЙ ЭТИКИ (БУСИДО)
КОДЕКС САМУРАЙСКОЙ ЭТИКИ (БУСИДО)
 
                                                           «Подобно тому как мы воспринимаем свет
                                                    светивших прежде звёзд, ныне потухших, так
                                                    и свет рыцарства до сих пор представляет тот
                                                    жизненный   путь,   который   ведёт   ко   всему
                                                    лучшему в японской нации».
                                                                                                           Нитобэ Инадзо.
 
      Одним из следствий образования сословия воинов было оформление специфического мировоззрения военно-служилого дворянства – бусидо – неписаного кодекса поведения самурая в обществе, представлявшего собой свод правил и норм «истинного», «идеального» воина.
      Бусидо, первоначально трактовавшееся как «путь коня и лука», впоследствии стало означать «путь самурая, воина» (от «буси» – воин, самурай и «до» – путь, учение, способ, средство). Кроме того, слово «до» переводится ещё и как «долг», «мораль», что имеет соответствие с классической философской традицией Китая, где понятие «путь» является некой этической нормой (дао-дэ). Таким образом, бусидо – это «самурайская мораль», «добродетель», «морально-этический» кодекс.
Содержание бусидо вышло за рамки прежних традиций родоплеменного общества – оно включило в себя догмы буддизма и конфуцианства и имело в своей основе новые нормы поведения.
      Принципы бусидо не были объединены в специальный свод правил и не были изложены ни в одном литературном памятнике феодальных времён, однако нашли своё отражение в легендах и повестях прошлого, рассказывающих о верности вассала своему феодалу, о презрении к смерти, мужестве и стойкости самураев.
      Итак, бусидо – особая мораль, выработанная сословием воинов, входивших в господствующий класс Японии, которая представляла собой систему взглядов, норм и оценок, касавшихся поведения самураев, способов воспитания самурайской молодёжи, создания и укрепления определённых нравственных качеств и отношений.
      Самоконтроль и самообладание были возведены в ранг добродетели и считались наиболее ценными качествами характера самурая. В непосредственной связи с бусидо стояла также медитация дзен, вырабатывавшая у самурая уверенность и хладнокровие перед лицом смерти, которые рассматривались как нечто положительное и великое, как мужественное вхождение в небытие.
       Из конфуцианства идеология самураев, прежде всего, восприняла конфуцианские требования о «верности долгу», послушании своему господину, а также требования, касающиеся морального совершенствования личности.
       В числе главных принципов самурайской морали выделялись: верность господину; храбрость, отвага и непосредственно связанное с этим искусство воевать; честность и прямота; простота и воздержанность; презрение к личной выгоде и деньгам.
       Личный героизм самураев, жажда подвига и славы не должны были служить, по бусидо, самоцелью. Всё это было подчинено более высокой цели, а именно: идее верности, которая покрывала собой всё содержание общественной и личной морали воина.
      «Рядом с “верностью” стоял принцип “долга”, превративший естественную настойчивость и упорство воинов в возвышенное начало морального порядка». В соответствии с догмами конфуцианства долг – это «смысл и закон явлений и жизни», «прямота души и поступков», или «справедливость». Из понятия «справедливость» выводилось понятие «благородство», которое считалось «высшей чуткостью справедливости». «Благородство, - сказал один из знаменитых буси, - это способность души принять определённое решение… согласно с совестью, без колебаний: “Умереть, если это нужно, убить – когда это требуется”». Другой самурай заметил, что без понятия о благородстве «ни талант, ни наука не могут выработать характера самурая».
Кроме верности и чувства долга самурай должен был обладать таким качеством, как мужество. Мужество как некое благороднейшее свойство человеческой природы вообще, по конфуцианской формулировке, включает в себя также понятия «храбрость», «отвага», «смелость». Бусидо признавало только разумную храбрость, осуждая напрасный риск; неразумная, бесцельная смерть считалась «собачьей смертью».
      Принцип скромности вырабатывался вследствие подчинённого положения рядовых воинов, невозможности для них поднимать голову перед своим господином. К скромности было близко также понятие «вежливость», подразумевавшее терпение, отсутствие зависти и зла. В лучшей своей форме вежливость приближалась, по конфуцианским понятиям, к любви. Развитию принципа вежливости способствовали постоянные упражнения в правильности манер, которые должны были привести все члены организма в гармонию, «при которой поведение будет показывать господство духа над плотью».
      Умение владеть собой и управлять своими чувствами было доведено у самураев до большого совершенства. Душевное равновесие являлось идеалом бусидо, поэтому самурайская этика возвела этот принцип в ранг добродетели и высоко его ценила.
      Чувство чести, сознание собственного достоинства воспитывалось у самураев с детства. Воины строго охраняли своё «доброе имя» – чувство стыда было для самурая самым тяжёлым. Японская поговорка гласит: «Бесчестье подобно порезу на дереве, который со временем делается всё больше и больше».
      Бусидо развивало в воинах любовь к оружию, которое должно было внушать самураям чувство «самоуважения» и в то же время ответственности, так как самурайская этика считала беспорядочное употребление меча бесчестьем и предписывала его применение только в случае необходимости.
      Всё это достигалось путём воспитания, основной целью которого, согласно бусидо, была выработка характера.
 
 
                           «Сопротивление злу силой и мечом позволительно
                           не тогда, когда оно возможно, но тогда, когда
                           оно необходимо, потому что нет других средств».
                                                        И.А. Ильин, русский философ