Японская пословица гласит, что Будо начинается и заканчивается поклоном (rei).
Дух борьбы становится неуправляемым, если его не контролировать во время тренировки.
Для того чтобы вести группу занимающихся и при этом избежать серьезных травм и увечий, необходимы правила. Возможно, именно поэтому возникли этикет и правила дисциплины.
Борьба без этических правил это не Будо, а схватка животных. Бугэи (военное искусство) и Будзюцу создавались во имя войны. Поклоны же во имя спасенья.
В поклоны заключены вежливость, любезность, иерархия, уважение и благодарность. Рэиги (Reigi - этикет) - выражение взаимного уважения в обществе. Именно этикет позволяет понять степень уважения одного человека к другому.
Иероглиф rei состоит из двух частей - shimesu и yutaka.
Shimesu: божественный дух, который спускается на землю и поселяется в алтаре.
Yutaka: гора или жертвенная деревянная ваза, в которой находятся емкости доверху заполненные рисом и другими продуктами.
Соединенные вместе, эти два элемента означают алтарь, наполненный едой, перед которым во время праздников люди ожидают снисхождения божественного духа.
Gi: означает человека и порядок и относится к тому, кто являет собой модель. Рэиги, поэтому, первоначально означало порядок проведения священных церемоний. В дальнейшем, после установления иерархичных отношений между людьми во время проведения этих церемоний, это понятие распространилось и на межличностные отношения.
О Сенсей постоянно повторял: «Айкидо существует, чтобы все цветы, деревья, птицы, млекопитающие, рыбы и насекомые вплоть до последней мухи имели определенное место». Каждое живое существо, которое знает свое место, знает и себя. Знать себя значит знать цель в жизни, предназначенную тебе небом. Достичь этой цели - значит действовать в соответствии с законами Вселенной, в которых нет места неуверенности и противлению. Это - истинный мир. Человек должен использовать этот космический порядок в качестве модели для построения общества и действовать в соответствии законами Вселенной. Это то, что называется рэйги-дзахо (reigi-zaho). Только соблюдая это правило, Человек может возвыситься.
В семье существует естественная иерархия: дедушка, бабушка, отец, мать, дети и внуки. В армии разделение на ранги происходит в соответствии с выполняемыми функциями: генерал, полковник, командир и пр. То же самое наблюдается и в церкви: Папа, Патриарх, кардинал, епископ. И, конечно же, в Будо тоже существует иерархия: мастер, старший ученик (sempai), младшие ученики и новички, старшие и младшие. Все эти отношения присутствуют в нас одновременно. Правильный этикет предполагает правильное поведение в любой ситуации. Чтобы сохранить порядок необходимо вежливо выразить уважение мастеру, отдать должное положению старших учеников, а также правильно вести себя с учениками и новичками.
Следование этим правилам является, по моему мнению, единственным условием равновесия и сохранения тех сообществ, о которых мы только что говорили. Мы ранее указывали на то, что во время практики будзюцу происходит усиление агрессии и духа борьбы. Не будем забывать при этом, что сами по себе эти инстинкты лишены нравственности - они существуют и необходимы для выживания и самосохранения. Однако если эти инстинкты не контролировать, то поступки становится жестокими и мы, поэтому, начинаем придираться к слабым и презирать их. Или, наоборот, мы начинаем пресмыкаться перед сильнейшим и, одновременно, его ненавидеть.
Когда поступки определяются этикетом, создается атмосфера, в которой очень легко управлять своими эмоциями. Этикет контролирует ваше «Я» и направляет вашу энергию в позитивную сторону, не позволяя животным инстинктам выйти наружу.
В религии эмоции контролируются за счёт постоянного повторения ритуалов, веками передаваемых от одного поколения к другому. Именно ритуалы позволяют пробуждать религиозные чувства. И чувства эти пробуждаются не только в верующих, но во всех присутствующих при ритуале.
Движения, выполняемые согласно строгому этикету укрепляют силу духа, позволяют контролировать агрессивность и ведут к обретению внутреннего спокойствия. Всё это относится и к происходящему в додзё. С одной стороны занимающиеся, как и наблюдатели, очень хорошо представляют себе мощь и потенциальную опасность, заложенную в выполняемых движениях, но с другой стороны, атмосфера, создаваемая в додзё за счёт традиций позволяет обрести контроль над собой. Поэтому мы должны практиковаться, пытаясь обрести контроль над наименее приемлемыми для Будо качествами – страхом, паникой, презрительным отношением к другим и эгоизмом. Только так мы сможем улучшиться как физически, так и духовно. Только те, кто выжил, находясь на границе между жизнью и смертью, обладают прекрасной техникой. Причина этого в том, что спокойствие, ясность ума и равнодушие, которым обладают эти люди, позволяет им правильно оценивать ситуации и действовать целенаправленно. Противоположностью этому является любое проявление бравады, хвастовства и эмоционального возбуждения. Чтобы стать по настоящему сильным необходимо не разучивание техник, а развитие в себе спокойствия и осознанности осуществления любой деятельности.
Все мы люди, так разве не должны мы мечтать о том, чтобы жить в мире, который бы лелеял свои чада? Некоторые хотят выкинуть все эти правила этикета, как старую мебель. Но это часть человеческой культуры, доставшаяся нам по наследству. И я уверен, что для построения общества, основанного на взаимном уважении, нам всё равно, рано или поздно придётся вернуться к этикету.
Возьмём простой пример убирания обуви. Это учит нас классифицировать вещи и расставлять их по местам. Также это помогает достичь внутреннего удовлетворения от созерцания результатов проделанной работы. Выполнение этого действия создает условия и готовит вас к выполнению следующих действий – это основа практики Будо.
Мир Рей существует не только для самоудовлетворения. То удовлетворение, которое чувствуют другие, также является частью этого мира. Развитие эстетического восприятия ведет к возникновению желания убрать не только свою, но и чужую обувь, если она находится не на месте.
Если ваша благодарность младшему ученику будет звучать: «Спасибо за то, что позволил мне сегодня хорошо потренироваться» – он будет счастлив. Если мы благодарим старшего ученика за помощь в проведении тренировки – он будет счастлив. Как и другие вещи, этикет должен быть впитан вами, и проявляться в любом жесте. Гротескным при этом будут звучать фразы типа: «Уважай меня, потому что я старший ученик» или «Возведи меня на пьедестал, потому что я твой сенсей». Выражение уважения к старшему ученику не должно провоцироваться с его стороны. Младший ученик должен ощущать внутреннюю потребность выразить уважение старшему ученику. В свою очередь старший ученик должен ощущать потребность в заботе о младшем ученике только потому, что он находится на своем месте, а, следовательно, заслуживает этой заботы. Дух уважения и благодарности находится в каждом, кто следует этикету.
Этикет управляет взаимоотношениями. Там где есть этикет, нет необходимости в иерархии. Этикет должен быть выражением гуманизма человека, быть продиктованным его сердцем. Это не простое повторение форм. Если уважение не наполняет ваше сердце, то любая форма окажется лишь пустой безжизненной раковинной. Мы должны уважать личности других. Любые действия, сопровождаемые правилами этикета, воспитывают сострадание и благородство. Я склонен полагать что, именно чувство сострадания ведет к гармонии и миру.
Для того чтобы передать этикет и дисциплину будущим поколениям, все эти правила должны быть «выгравированы» в нашем сознании.